«Памятники архитектуры»

Своды и стены основной части постройки

Места, где к стенам ранее примыкали участки уже уничтоженной стены, Покрышкин обнажил от штукатурки и оставил их необработанную поверхность такой, какой он застал ее, без малейших попыток придать ей «благообразный» вид. Это мы видим, например, на участках стен, возвышающихся над апсидами, где ранее примыкали своды и стены основной части постройки. Продольные стены нефа Покрышкин оборвал там, где они естественно заканчивались без какой-либо докладки, лишь выровняв край стены, за которым сразу начинается оштукатуренная зона стен апсид XVII в.

Совершенно аналогичные приемы использованы П. П. Покрышкиным и в реставрации интерьера церкви. Войдя в притвор, стены которого внутри оштукатурены, зритель видит перед собой освобожденную от штукатурки западную стену древнего нартекса, некогда бывшую наружной, с ее характерным чередованием толстых швов и тонких кирпичей плинфы. Покрышкин раскрыл также и освободил от закладки древние проемы этой стены, некогда служившие окнами, а также расчистил закрытые штукатуркой ниши.

К западной стене нартекса некогда примыкал притвор, более низкий, чем существующий сейчас. П. П. Покрышкин расчистил от штукатурки места, где примыкали к стене нартекса стены и своды притвора и сохранил их рваную кладку в неприкрашенном виде, так что каждый, вошедший в церковь, может легко представить себе былое своеобразие и особенности древнего сооружения. Вместе с тем Покрышкин сохранил на этой стене, ниже сводов древнего притвора, расчищенную художником-реставратором Г. И. Кириковым живопись XVII в. Подобным же образом он сохранил живопись XVII в. в центральной апсиде и на примыкающих к ней столбах древней постройки.