«Памятники архитектуры»

Пути развития метода анастилоза

После проведения всех необходимых работ леса были сняты и три колонны снова восприняли нагрузку от сохранившихся частей антаблемента. Ни о какой целостной реставрации не только храма, но даже и портика, разумеется, не стоял даже вопрос.

Подобным же образом засыпанная до половины арка Септимия Севера тоже была освобождена от наносов земли, а ее нижние части, сильно поврежденные, были отремонтированы без каких-либо добавлений новых элементов.

В портике храма Сатурна на том же Римском форуме тоже были поставлены на место отдельные упавшие элементы, а все сохранившиеся части портика были укреплены в их дошедшем до нас состоянии.

Подобные работы были проведены затем и на ряде других руинированных памятников древнего Рима, например на базилике Ульпия на форуме Траяна, на храме Антонина и Фаустины, театре Марцелла, на так называемом храме Фортуны Вирилис и т. п. Именно благодаря таким работам, в большинстве своем проведенным с большой тщательностью, осторожностью и научной скрупулезностью, мы имеем теперь уже достаточно расширившееся представление об архитектуре древнего Рима, о ее особенностях.

Значительной вехой на пути развития метода анастилоза явились реставрационные работы в зданиях Помпей, раскопанных от лавы и пепла. При раскопках, которые со второй половины XIX в. проводились уже современными археологическими методами, было найдено большое число обрушившихся архитектурных фрагментов: капителей и стволов колонн, кусков антаблементов и т. п.