«Памятники архитектуры»

Реставрация базилики

Уже с 1868 г., когда раскопками Помпей стал руководить известный археолог Джованни Фиорелли, был произведен ряд удачных реставраций, при которых отчасти использовались принципы аналитического метода. В то время был реставрирован дом «Золотых амуров» с его перистилем, в котором был даже разбит сад, дом Менандра и базилика.

Реставрация базилики является, по существу, уже одним из ранних предвосхищений метода анастилоза. «Трибунал» этой базилики, который сейчас предстает перед нами в виде двухэтажного шестиколонного портика, коринфского внизу и ионического с фронтоном вверху, был собран из кусков и обломков, найденных в земле.

Для определения подлинного местоположения каждого из фрагментов была проделана колоссальная исследовательская работа. В процессе же анастилоза не допускались никакие дополнения, так что каждый зритель чувствует уверенность в подлинности стоящих перед ним остатков произведения древних архитекторов. В соответствии с этим стремлением карниз, например, нижнего яруса проведен только до половины - в меру найденного количества подлинных фрагментов, от верхнего яруса портика восстановлены лишь две колонны и правый угол фронтона и т. п. Характерно, что реставратор избегал здесь, в тех случаях когда это было возможно по соображениям технической устойчивости, даже заделки выбоин или, например, сколотых каннелюр на краях тамбуров колонн и т. д.

При относительно большом количестве найденных фрагментов при реставрации базилики можно было поддаться соблазну целостной реставрации древнего здания - последователь синтетического метода реставрации не преминул бы сделать это.