«Памятники архитектуры»

Подлинные фрагменты древней декоративной отделки

Однако сдержанность и приверженность строгим принципам метода, основанным на учете научного значения древнего архитектурного памятника, оказались здесь вполне оправданными - учеными и поныне не решен еще вопрос: была ли базилика Помпей зданием закрытым или представляла собой открытый в центре перистиль.

Такие же предвосхищающие метод анастилоза приемы были использованы при реставрации и ряда других разрушенных зданий Помпей. Интересна в этом отношении реставрация дома Веттиев. Многие колонны перистиля этого дома были найдены разбитыми в куски. Эти куски были разобраны, классифицированы, определены по их первоначальному местоположению и были установлены затем на свои места с помощью дополнительных вставных кусков, которые, однако, сделаны были без всяких попыток имитации, из другого материала и без повторения декоративных элементов, например каннелюр. Капители колонн тоже почти все были сделаны заново, без подражания в деталях античной форме. Колонны для придания им прочности были соединены вверху вновь устроенным антаблементом упрощенной формы, подчеркивающей его конструктивное значение.

Подлинные фрагменты древней декоративной отделки во всех таких случаях оставлялись именно в том виде, в каком они были найдены без каких-либо дополнений, даже тогда, когда этот декоративный цемент обрывался на середине. Такой, используемый повсеместно прием обеспечивал возможность во многих случаях разместить и первоначальных местах даже нерачительные найденные фрагменты древней декоративной отделки, все соединительные элементы без всякой обработки. Это мелко повышало интенсивность восприятия первоначальных деталей.