«Памятники архитектуры»

Восстановление колонн перистиля Морского театра

В Большом театре Помпей после его расчистки все было сохранено без всяких дополнений. Чтобы дать зрителю представление о его и нюначальных особенностях, ряды были намечены лишь с помочи планок. Метод анастилоза был использован и при реставрации некоторых других древних памятников Италии. Примером может служить восстановление колонн перистиля Морского театра на вилле Адриана в Тиволи, куски которых были найдены в произведенных раскопках.

Свое законченное выражение метод анастилоза получил в реставрационных работах на афинском акрополе.

В 1833 г. турки были изгнаны из крепости, устроенной на вершине акрополя, и уже год спустя арх. Кленце в торжественной обстановке установил на место один из поверженных на землю кусков колонны северной колоннады Парфенона. Это можно считать подлинным началом использования в реставрации метода анастилоза.

Спустя несколько лет архитекторы Шобер и Ханзен вместе с археологом Россом собрали из кусков, найденных при разборке крепостной стены турецкой цитадели, храм Ники бескрылой - четырехколонный амфипростиль V в. до н. э., стоящий на Пиргосе. Их задача облегчалась, во-первых, тем, что турки разобрали храм Ники лишь в XVIII в., а вместе с тем также и особенностью храма, в котором колонны были вытесаны из одного куска. Поэтому при сборке пришлось добавить лишь незначительное количество отсутствовавших камней, что было необходимо для связи установленных на место подлинных фрагментов и стенных блоков. Работы были закончены в 1837 г. и получили всеобщее признание. Очевидно, что эта реставрация соответствовала принципам метода анастилоза.