«Памятники архитектуры»

Купол церкви

Благодаря этим приемам здание, несмотря на значительный объем восстановленных заново частей, не выглядит произведением новой архитектуры в стиле древней. Оно дает радостное и высокое чувство сознания, что перед тобой действительно древний, не искаженный и нетронутый фрагмент замечательного произведения зодчих давно ушедших веков.

Купол церкви был докомпонован Щусевым без глубоких исследований и отчетливо выдает архитектурные вкусы своего времени - он широк и громоздок. Все же здание в целом неплохо вписалось в городской ансамбль и в этом смысле представляет определенную архитектурную ценность даже при взгляде издали, когда его подлинные древние части еще не видны.

Мы видим на этом примере, что попытка применения метода анастилоза в условиях северного климата и при наличии памятника архитектуры не из камня, а из какого-либо другого материала, может иметь лишь условный характер. Применение же метода анастилоза к памятникам, которые предложено эксплуатировать, вообще невозможно, так как избежать при этом докомпоновок никогда не удается. Наличие в реставрированном здании докомпоновок уже не дает возможности причислить его к восстановленным по методу анастилоза. Таким образом, метод анастилоза имеет очень ограниченное поле для своего использования на практике. В тех случаях, однако, когда он может быть применен, он дает, как правило, очень ценные в научном отношении и очень высокие по достигнутым результатам реставрации.