«Памятники архитектуры»

Необходимость общественного признания

Необходимость общественного признания очевидна лишь для художественной ценности памятника, в частности, и потому, что художественные вкусы постоянно меняются. Таким образом, требование французского закона о предварительном общественном признании «национального интереса» конкретного здания и о внесении его в утвержденный список, после чего здание только и становится «памятником архитектуры», является пережитком «художественной» концепции понятия «архитектурный монумент» и вполне соответствовало сохранявшимся еще во французской реставрационной практике начала XX в. пережиткам методов «художественных» реставраций.

В соответствии с этим особенностью французской школы даже в начале XX в. было широкое использование приемов «художественных» реставраций, таких как стремление к полной имитации, к подделке вновь введенных в здание частей под древние, вплоть до искусственного нанесения на новые части и элементы «патины времени», с помощью различных химических средств. Это противоречило основным принципам и практическим приемам аналитического метода реставрации. Подобным же образом, при необходимости дополнить древнее здание - памятник, французы избегали малейших попыток внесения в пристройки каких-либо элементов или особенностей нового, современного стиля, но выполняли такие пристройки, подделываясь под стиль древнего сооружения.

Заметное влияние концепций аналитического метода реставрации сказалось во Франции начала XX в. лишь в том, что был отменен главный тезис «стилистов» - о необходимости добиваться в процессе реставрации здания полного единства его стиля, с устранением всех позднейших наслоений.