«Памятники архитектуры»

Влияние концепций аналитического метода реставрации

Все это теперь сохранялось во французских зданиях в меру признания «национального интереса» таких наслоений и добавлений, в меру признания их художественной значимости.

На фоне смешения еще не полностью отживших старых традиций «художественных» реставраций и новых приемов аналитического метода отчетливо выделялась английская школа. Ее значение заключалось в том, что в работах английских реставраторов наметились некоторые особенности, предвосхищавшие дальнейший процесс развития научных методов. Английская концепция аналитического метода в известной мере предопределила тот поворотный пункт, на котором стали потом обрисовываться перспективы развития новых, современных методов восстановления и консервации древних зданий-памятников.

Одной из существенных особенностей английской школы было то, что она вовремя и на верную почву поставила вопрос о невозможности точной имитации древнего стиля и его архитектурных форм и правильно обосновала этот тезис. Уже Джон Рёскин говорил, что невозможно, как невозможно воскресить мертвого, восстановить что-либо, что было великим или красивым в архитектуре Выступления других английских искусствоведов и художников дали верный анализ проблеме.

В этом отношении особенно интересны высказывания известного английского художника и социалиста Уильяма Морриса, который в своих статьях вскрывал разлагающее влияние развивающегося капитализма на искусство. Он отчетливо показал, что капиталистический способ производства порождает новые методы художественного производства, новый характер искусства.