|
||||
Влияние на повседневную жизнь Вследствие этого воспроизвести старые формы возможно лишь возродив старые формы производственных отношений, старое художественное производство. «Было время, говорит Моррис, когда... воображение и фантазия примешивались ко всем вещам, которые создавал человек; и в те дни все ремесленники были художниками, как нам следовало бы и называть их». Вместе с тем, заявляет он, «реставраторы... думают, что каждый способный архитектор может теперь экспромтом справиться с работой древних; что, хотя все другое изменилось вокруг нас, скажем, с XIII в., искусство будто бы не изменилось и что наш рабочий может выполнить работу такую же, как и рабочий XIII в.». Стремясь возродить былое значение искусства, его влияние на повседневную жизнь, а также восстановить художественную промышленность, Уильям Моррис создал специальные мастерские и артели ремесленников. Это были, разумеется, утопические стремления, но тем не менее эта попытка была единственной мыслимой в наше время возможностью создать кадры рабочих, в том числе и каменщиков, которые могли бы выполнять вместо жестких и бездушных имитаций творчески осознанные детали древних зданий. Это было быстро усвоено английской школой реставрации. Широкая известность Уильяма Морриса, его конкретное участие в развитии теории английской реставрационной школы сыграли свою положительную роль и позволили английским реставраторам твердо стать на путь отказа от «художественных» реставраций, на путь использования научных методов реставрации, общепринятых в Великобритании с конца XIX в. до наших дней. |
||||