«Профессия художник»

Законы развития и существования человеческого общества

Не временное отношение к искусству и его создателям тех или иных классов или социальных слоев, а общественно-историческая необходимость, законы развития и существования человеческого общества возлагают на художника ответственность быть выразителем духовных запросов и чаяний общества. И художник удовлетворяет эти запросы своим творчеством еще и потому, что он живет той же самой жизнью, что и его окружение, его класс, знает эту жизнь и воспевает или отвергает ее различные проявления.

В отличие от людей других профессий, как правило, отдающих своей работе, положим, восемь часов в день, художник работает все время и всю жизнь: он смотрит, слушает, анализирует, запоминает. Возникают замыслы, наблюдения окружающей жизни трансформируются в его сознании, «обрастают плотью» композиционного решения. Делаются подготовительные натурные или студийные зарисовки, этюды, эскизы, и в процессе уже непосредственной работы в мастерской у мольберта, скоро или долго, рождается художественное произведение.

Оно может быть и малозначительным, и большим событием в общественной жизни. Произведение может вызвать большой интерес сегодня и быть забытым уже через месяц, а может быть и иначе: непонятое сегодня, оно через несколько лет становится широко популярным.

Но это лишь одна сторона той роли, которую играет изобразительное искусство в развитии человеческого общества. Да, оно - бесценный свидетель жизни прошедших эпох, и художники во все времена отдавали свой талант, свои духовные и физические силы, свою жизнь бескорыстному служению прекрасному.

Самое же важное то, что художник прежде всего живет и работает для своих современников, для настоящего, и, лишь будучи бесконечно погружен в это настоящее, он входит в будущее. Художник не может отрешиться от современности и творить для будущего, потому что окружающая его жизнь является для него духовной пищей, без которой он как творец прекрасного погибнет.