«Профессия художник»

Искусство портрета в своем развитии

До искусства античности, положившего в портрете, как и в других видах искусства, начало реалистическому искусству, искусство портрета в своем развитии во времени прошло уже большую часть пути. Ему предшествовала более чем четырех-тысячелетняя эпоха египетского искусства. Любуясь сегодня портретами, созданными мастерами Древнего Египта, мы не думаем о том, что для современников они носили сугубо религиозный, ритуальный характер. Так, например, статуи и портреты фараонов имели такое же значение, как и изображения богов. Свойственный для большинства древних религий обычай сопровождать покойника всем необходимым для загробной жизни достиг как обряд исчерпывающего выражения в Древнем Египте. Египтяне считали необходимым сохранить и тело покойного, для чего оно бальзамировалось. Особая забота проявлялась в отношении к сохранности лица, в результате чего сегодня во многих музеях мира есть прекрасные произведения искусства - саркофаги со скульптурно-живописными изображениями портретов покойных фараонов.

Но при всем этом мы воспринимаем их прежде всего как произведения искусства, хотя и чрезвычайно своеобразные для нас по стилю. Египетское искусство породило, правда, очень наивные ростки реалистического портрета. Уже закатилась звезда великой цивилизации, просуществовавшей почти пять тысяч лет, когда на ее развалинах возникло искусство фаюмского портрета (названного так по месту, где произведения этого жанра были найдены в большом количестве). Это были небольшие дощечки, на которых без всякого стремления к идеализации, с достаточной мерой сходства изображались портреты усопших. В характере их изображений уже чувствовалось влияние древнегреческого искусства, но функциональное назначение было прежним: сохранить покойнику в загробной жизни его лицо.