«Профессия художник»

Путь развития прошло и искусство русского портрета

Подобный же путь развития прошло и искусство русского портрета XIX века. Еще в начале этого столетия оно черпало и материал, и вдохновение во многом из классицизма, а через классицизм - из искусства Возрождения и в конечном счете - из античности. Где-то в середине века искусство, демократизируясь, стремительно обращается к индивидуальному миру личности, к отображению его внутренних и внешних конфликтов. Как и в искусстве Рембрандта, изображение человека в картине, лишенное каких бы то ни было дополнительных аксессуаров (пейзажного фона, предметов окружения и т. д.), является единственным художественным воплощением той действительности и того мира, в котором человек живет.

Складывается парадоксальная и в то же время закономерная ситуация. Русское искусство XVIII века, особенно, например, периода царствования Екатерины II, будучи официально-придворным по сути своей, часто рядилось в гражданственные тоги. Отсюда его постоянное обращение к античной мифологии как средству выражения современных идей, с ее образами героизма и жертвенности во имя общественного идеала.

С другой стороны, русское искусство XVIII века, как и всякое другое искусство нового времени, было явлением сложным и многослойным. В нем диалектически сосуществовали негативные и позитивные стороны, явления реакционные и прогрессивные в чрезвычайно сложном взаимодействии между собой.

Но вот пришло искусство второй половины XIX века, когда образ конкретного человека, не государственного деятеля и не знаменитого полководца, а представителя интеллигенции - писателя, поэта, ученого, композитора, актера, художника - наконец становится выразителем гражданственных идей.