«Профессия художник»

Разнообразные формы портрета

Два противостоящих друг другу лагеря определяли расстановку сил в русском искусстве второй половины XIX века - прогрессивная часть - передвижничество и реакционный академизм, с его далекими от жизни ложно античными устремлениями. К рубежу XIX-XX столетий положение резко меняется. Передвижничество теряет, как говорили современники, свою «тенденциозность», а Академия, сильно разбавленная бывшими передвижниками, постепенно избавляется от своей реакционной направленности.

Соответственно происходят бурные события во всех областях искусства. Резко возрастает интерес к конкретной, оригинальной, самобытной личности, к внутреннему миру человека вообще, происходят обостренные поиски возвышенных духовных начал в человеке, зачастую в мистическом плане. Все это вызвало, естественно, бурное развитие портрета. Этот жанр вбирает в себя все, что только может служить ему для выполнения стоящих перед ним задач. В связи с этим происходит «размывание границ жанров». Портрет обогащается элементами пейзажа, натюрморта, бытового жанра, глухой неизобразительный фон смотрится уже анахронизмом.

Портрет принимает самые разнообразные формы, в нем лучшие художники. К этому времени принадлежат строго реалистические произведения И. Репина с их разноплановой и обстоятельной трактовкой человеческой личности. В. Серовым создаются его строгие и сдержанные по форме и напряженно-психологические портреты людей сложной духовной жизни. В импрессионистическое буйство цвета и света Облечены образы К. Коровина. Полный веселой ностальгии по придуманной старине К. Сомов создает охваченные тоской и негой образы женщин, не Принадлежащих ни настоящему, ни прошлому. Живущий в мире театра Б. Григорьев создает портреты, в которых жизнь и театр переплетаются в одном фантасмагорическом целом. М. Добужинский пишет полный одиночества и отчужденности мир жителя большого города, с блеском его театральных фойе, поэтических вечеров, богоискательством, философией Стринберга, угрожающим ревом заводских труб и капустными грядками под окнами особняков в стиле модерн. Очаровательная Зинаида Серебрякова с легким вызовом изображает себя во время утреннего туалета и полный уюта и очарования, света и радости завтрак с детьми за обильно уставленным разными красивыми и разноцветными вещами столом.
Сворачиваемся плюсы и минусы рулонных штор.