«Профессия художник»

Советская портретная живопись

Постепенно трансформируется и форма раскрытия содержания этого образа. Подобно тому, как когда-то мы радовались восстановлению Днепрогэса, строительству Волго-Донского канала, восстановлению разрушенных городов и рождению новых, сейчас нас все больше и больше занимают успехи нашей науки, завоевание космоса, проблемы охраны природы, проблемы морального и нравственного порядка, то есть круг наших духовных интересов усложняется. И в искусстве нас привлекают новые грани в раскрытии характера и духовного мира нашего современника.

Советская портретная живопись сегодня, по-прежнему выполняя свое высокое идейно-художественное предназначение, тяготеет к более камерным формам. Идет процесс углубления познания мира, его поэтического переосмысления, искусство стремится выявить и отобразить личность советского человека во всей ее сложности и богатстве.

Рассматривая современное искусство портрета, необходимо обратиться к началу нынешнего периода его развития, к событиям десятилетней давности. Строгое и мужественное искусство начала 60-х годов оставило нам замечательные образцы портрета. Но это не был портрет в традиционном его понимании, а был, скорее, портрет-картина, тяготеющий к композиционной картине. Одним из таких произведений явился портрет композитора Кара Караева, созданный азербайджанским живописцем Т. Салаховым в 1960 году.

Ясным и строгим языком художник выражает идею вдохновенного творческого труда, создает образ представителя современной советской интеллигенции. Кара Караев изображен глубоко погруженным в себя, в свои мысли. Зритель воочию ощущает тишину этого момента и в то же время огромное внутреннее напряжение, его духовную наполненность.

В позе, в строении и выражении лица, в прическе и одежде художник передает мировоззрение и характер человека современного, с определенными привычками и отношением к жизни. Но в то же время это не психологический портрет. Мы ничего не можем сказать в данном случае о психологии этого человека. Но художник и не ставил перед собой такую задачу. Целью его было создание типичного образа нашего современника, увидев который, любой зритель сразу же поверит в достоверность созданного художником образа.