«Профессия художник»

Стремления художников создать образ героя

Во всех этих произведениях характерное, типичное тем не менее преобладает над индивидуальным, что является следствием, как мы уже говорили, стремления художников создать образ героя именно «нашего времени», и это свойственно художникам всех союзных республик, работающих в самых разных манерах.

Само собой разумеется, что какие-то основные тенденции, возникающие в творчестве мастеров, связанных идейно-художественными принципами, не являются частными и локальными, а носят всеобщий характер, принимая в разных случаях соответствующую национальную трактовку. В искусстве наших союзных республик это носит особенно отчетливый характер. Портрет-типаж и поэтический портрет, широко заявивший о себе в последнее время, отнюдь не исключают и развития других видов этого жанра, о чем еще будет сказано.

В советском искусстве последних лет ярко проявил себя в жанре «поэтического портрета» армянский живописец Ашот Мелконян. В его «сюжетных» портретах вещественная среда и мотивы природы, как это часто бывает сейчас во многих сходных по замыслу произведениях, являются неотъемлемой частью эмоциональной характеристики модели. Создает Мелконян, как правило, образы детей и подростков, и изображаемый им мир детства или юности наполнен тишиной и настроением глубокого созерцания. Его персонажи всегда задумчивы и спокойны, пребывая, кажется, в том счастливом состоянии, когда людям открывается поэтическая красота мира.

На одном из портретов Мелконяна «Семья» изображены молодые мать и отец с ребенком. Мы не знаем, кто они: рабочие, строители или это семья инженера. Но мы видим, что это простая советская семья, живущая в мире согласия и любви. И это не «общее место», как, впрочем, и вся живописная стилистика Мелконяна, с ограниченным и крайне простым, но с большим вкусом использованных средств. Цветовая гамма произведений Мелконяна, состоящая из желтых, коричневых, охристых, изумрудно-зеленых и синих тонов, вообще характерная для современной живописи Армении, видимо, естественно подсказана характером армянской природы с ее зеленью садов и виноградников, резко контрастирующих с выжженными солнцем скалами и плоскогорьями, хорошо передает поэтически-созерцательно состояние героев полотен.