«Профессия художник»

Задача изобразительного искусства

На примере художественных выставок последних лет видно, что современный советский портрет тяготеет к ясно выраженному содержанию, к простой и завершенной форме. Но художнику недостаточно довольствоваться простым соответствием изображенного увиденному в жизни. Задача изобразительного искусства не в том, чтобы еще раз показать зрителю то, что ему и без того известно. Восторг должна вызывать та неведомая ему эстетическая информация, которая может быть заключена и в безмерно малом, и в великом. В произведениях портретного жанра привлекает особенная музыкальная настроенность, звучащая просто и непосредственно. Она вызывает в памяти каждого из нас что-то самое близкое, связанное с родным домом, его уютом и теплом, человеческой добротой. И все это воспринимается особенно обостренно, потому что тот мир, который изображает, например, Мелконян, - это наша современность.

В общем русле стремления к раскрытию поэтической сущности человека художники разных республик могут работать по-разному, имея в то же время множество «точек схода». Особенно это наглядно видно при сравнении искусства республик с разными живописными традициями.

«Поэтический портрет» - категория довольно условная. И Маяковский, и Есенин - оба были поэтами, но разница в их творчестве всем очевидна. Точно так же «поэтический портрет» - определение временное, указывающее лишь на отличие современного портрета от предшествующего периода «прозаизма». Условность этой категории наглядно видна при рассмотрении творчества Дмитрия Жилинского. Яркий представитель жанра поэтического портрета, возможно, косвенно оказавший значительное влияние на его развитие в искусстве молодых художников, он сходится с Мелконяном, пожалуй, только в одном, но главном - глубоком интересе к нравственной позиции человека в современном мире. Широко известны ставшие советской классикой и находящиеся в Государственной Третьяковской галерее его произведения «Гимнасты СССР», «У моря», созданные в начале 60-х годов.