«Профессия художник»

Творчество - образец ровного и последовательного развития

Творчество Жилинского - образец ровного и последовательного развития. У него нет «лучших» или «худших» периодов, они у него просто разные. Так и портрет семьи художника Чернышева - тоже этап минувший. Сегодня творчество Жилинского направлено на еще более интимное освоение жизненного материала, не теряя при этом духовно здорового и радостного его восприятия.

Это прослеживается и в творчестве молодого московского живописца Олега Филатчева. В созданном им портрете художника Смолякова с равной силой обнаруживаются как классические тенденции, так и подлинно новаторский характер произведения, потому что новаторство есть не что иное, как сознательное изменение художественного стиля в соответствии с изменившимися требованиями времени.

Композиция этого произведения построена по законам старинного портрета. В профиль к зрителю, непринужденно и спокойно стоит в тишине мастерской человек. Он молод, красив, и его физическая красота воспринимается в органическом единстве с состоянием душевной гармонии. Но его прическа, простой свитер, манера держать руки в карманах в то же время показывают нам человека глубоко современного. Простые гладкие стены, столб, поддерживающий потолок да закрытое решеткой окно под потолком, выходящее в синее небо, также могут напомнить об антураже старинного портрета. Но при этом нарочитая иллюзорность объемно-пространственного построения композиции в сочетании почти со скульптурно-Обобщенной лепкой фигуры и приглушенным серо-синим колоритом, указывают на то, что это система видения, характерная для нашего времени. Таким образом, сочетание ретроспективных и современных элементов в художественном строе картины создают своеобразную игру духовной переклички столетий, что и рождает обостренно-современное звучание произведения.