«Профессия художник»

Развитие жанра портрета в творчестве

Изобразив себя на городской улице, даже в как будто бы конкретном месте - где-то в Москве, в районе станции метро «ВДНХ», художница, однако, вводит свои расчеты в масштабные соотношения изобразительных мотивов, во много раз уменьшив размер Останкинской телебашни, расположенной слева, за которой возвышается превышающий ее в размерах жилой дом. Вход на станцию метро, группы молодежи, художников и просто людей с гитарой и цветами. И, пожалуй, самая необходимая принадлежность московской улицы - будка телефона-автомата и голуби. За красным свитером сияет голубое небо.

Вся эта картина выражает порыв молодости и видение молодым человеком современного мира. Художница оставляет в композиции лишь то, что может служить выражению идеи современности: современная архитектура, по последней моде одетые молодые люди, особое пространство пустоты, характерное для современного глаза, оставляющего вне поля зрения все ненужное, лишнее. Нарочито перепутанные масштабы городских сооружений и места их нахождения с целью отказа от «банальной» достоверности. Простая, гладкая, почти аскетическая манера живописи большими массами однородного цвета сказывается и на приеме пространственного построения картины. Романова обозначает разно удаленные планы в своей плоскостной живописи не изменениями цвета в свето-воздушной среде, а постепенным уменьшением размеров в изображении человеческих фигур и архитектурных сооружений. Картина чрезвычайно впечатляет выраженными в ней любовью к жизни и стремлением постичь ее во всем богатстве проявлений, молодой уверенностью в себе…

Коснувшись в этой главе вопросов, связанных с развитием жанра портрета в творчестве отдельных мастеров современности, зачастую совершенно разных по своим манерам, мы показали лишь отдельные тенденции из наиболее характерных. Ни одна книга не может вместить всего того огромного количества творческих индивидуальностей художников портретистов, которое существует сегодня в рядах советских художников. Каждая из отмеченных нами тенденций отчетливо прослеживается в экспозициях выставок изобразительного искусства. У произведений, созданных в русле этих поисков, есть и одна отличительная особенность, замеченная на практике: они привлекают внимание своей новизной, необычным отношением к действительности, свежестью чувств.