«Профессия художник»

Ответственность художника в создании образа

Трудно сказать, какая из этих тенденций более жизнеспособна. Очевидно одно - художники, о которых шла речь, по-настоящему талантливы и сказали новое слово в нашем искусстве. Азербайджанец Т. Салахов, армянин А. Мелконян, русские московские художники Д. Жилинский, О. Филатчев, Е. Романова - их творчество, приведенное в качестве примера из многих в данной главе, показывает, что в советском изобразительном искусстве нет «периферий» и «провинций», что в искусстве каждой республики могут рождаться и рождаются проблемы, которые по своей важности становятся достоянием советского искусства, составляя его.

Активно заинтересованный в окружающей его действительности, живущий всеми ее проблемами художник и сам становится незримым героем своих произведений. Создавая образ нашего современника, он должен быть достоин его в нравственном и моральном отношении, хорошо понимать его интересы, знать жизнь, быть широко образованным человеком. Только тогда художник может осознать ту высокую меру, которой отмечается сегодня идеал человека современности.

Необычайно велика ответственность художника в создании образа нашего современника. Ведь именно по ним последующие поколения будут судить о людях нашей эпохи, построивших социализм, отстоявших свою землю от врагов, запустивших в космос первые спутники Земли и первого человека.

Но этим не ограничивается значение искусства портрета. Вопрос о роли и месте человека в современной действительности является одним из важнейших в искусстве. И потому, что в процессе создания портретного искусства наших дней (а это процесс сложный и многосторонний, в котором принимают активное участие как герои произведений, так и художники и зрители - все это взаимодействует по принципу «обратной связи») происходит самопознание как каждого человека в отдельности, так и всего общества в целом.