«Профессия художник»

Искусство натюрморта

В эпоху грандиозных научно-технических открытий, в век космоса, в процессе широкой машинизации и стандартизации жизни приобретает особую остроту проблема духовно богатой и гармоничной человеческой индивидуальности. Стремление постичь самые глубинные процессы, происходящие в душе современного человека, движет кистью художников, влечет их к портретному жанру. В этой большой и важной работе принимают активное участие художники всех поколений и всех национальностей Советского Союза. Познавая настоящее, они творят искусство будущего.

Ранее, мы говорили о жанре портрета, в котором изображенный человек остается как бы наедине сам с собой. Окружающий его мир предстает в портрете косвенно - в характере, психологии, внешности человека, всегда являющегося «продуктом» своей эпохи.

Следуя намеченному нами условному плану книги - идти от «простого» к «сложному», от жанров, специфика которых ограничена показом явлений единичных, к жанрам, отражающим их в сложной совокупности, как, например, в тематической картине, - в этой главе мы обращаемся к жанру натюрморта, обращенного к изображению только мира вещей.

Вещи всегда окружают человека в его повседневной деятельности, и пристальный интерес к ним художников во все времена закономерен. Жанр натюрморта отнюдь не является «вспомогательным», подготовкой для создания сложных композиций, изображающих человека в вещественной среде и взаимоотношениях с ней. Это своеобразный «портрет» вещи. Здесь в полной мере проявляется личность художника, его вкусы, его характер, его настроение, его психология.

Искусство натюрморта (от французского термина «мертвая натура»; по равнозначному английскому «тихая жизнь») - один из древнейших жанров изобразительного искусства. Древнегреческий автор оставил нам сведения о художнике, так написавшем виноградную гроздь, что птицы прилетали клевать ее.