«Профессия художник»

История советского натюрморта

Живопись натюрморта предполагает изображение вещей, созданных руками человека, а также цветов, фруктов, камней, «даров моря», дичи, в общем, всего предметного мира. Классический натюрморт - это, как правило, композиционная «постановка» предметов. Художник сам расставляет вещи так, как ему необходимо для выражения своей художественной идеи. Искусство натюрморта, подразумевающее работу художника один на один с натурой, оттачивает мастерство; в нем, как ни в каком другом жанре, невозможны случайности. Обладая определенной конфигурацией, массой, протяженностью, весом, объемом, цветом, определенной фактурой поверхности, будучи освещена определенным образом и окружена воздухом, вещь предоставляет художнику большие возможности для живописи.

История советского натюрморта начинается в первые послереволюционные годы. Как мы уже говорили, развитие каждого жанра изобразительного искусства, как его формы, так и содержания, определяется характером времени. Именно в начале 20-х годов возникла крылатая фраза: «Вещь определяет эпоху» (имеется в виду вещь, изображенная в произведениях искусства). Действительно, в ряде случаев натюрморт своим содержанием и живописным строем может сказать о мировоззрении эпохи достаточно много. Но сколь же противоречиво это «выражение эпохи» в натюрморте начала 20-х годов! В борьбе живописных исканий сталкиваются противоположные представления о характере времени. С одной стороны, можно вспомнить о натюрмортах Д. Штеренберга, в которых изображались одинокие порции пайкового хлеба, селедки, стакан с простоквашей. В этом был своеобразный пафос: в голодное, героическое время искусство не оставляло своих позиций, обращаясь к самой живой и злободневной действительности, немногословно сообщая потомкам о тех невероятных лишениях, при которых люди боролись, жили и победили.