«Профессия художник»

Расцвет искусства натюрморта

С другой стороны, можно вспомнить написанные в это же время натюрморты Машкова с их мебелью красного дерева, бронзой и фарфором. Не следует думать, что Штеренберг и Машков по-разному относились к происходящим в стране событиям. Несмотря на как будто бы абстрагированное от характера эпохи содержание натюрмортов Машкова, в них присутствует та же мера гражданственности, что и в «тематических» натюрмортах Штеренберга. В тяжелое время, когда многих деятелей культуры охватила растерянность и непонимание происходящих великих перемен, Машков продолжал заниматься живописью, веря в ее необходимость новому общественному строю.

Это всего лишь единичный пример того, как в разные исторические эпохи искусство по-разному может служить одним и тем же целям. Таких примеров можно привести много. Как будто бы парадоксальным является тот факт, что начало 20-х годов, время великих перемен, вызвало к жизни интенсивный расцвет искусства натюрморта. Но это легко объясняется, если обратиться к советскому искусству середины конца 20-х годов, периоду зарождения и бурного расцвета советской тематической картины. Предшествующая работа в жанре натюрморта явилась для многих художников периодом поиска новых выразительных средств и живописного языка, временем накапливания сил и осознания новых исторических задач, стоящих перед искусством.

Последующие годы явились периодом расцвета и натюрморта. В произведениях Петрова-Водкина, Кончаловского и других живописцев проявилось новое, советское отношение к вещи, далекое от мещанского накопительства и эстетского любования ею. Вещь стала проявлением уважения к человеческому труду и здорового отношения к жизни. Художественная идея нового натюрморта часто перекликается по своему смыслу с мыслью, высказанной Маяковским в словах: «И, кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести? мне ничего не надо».