«Профессия художник»

Энтузиазм в охране произведений народного искусства

Прекрасным примером подобного подхода к натюрморту является произведение Владимира Стожарова «Лен», созданное в 1969 году. Это был художник, безоглядно влюбленный в Россию, пламенный энтузиаст в охране произведений традиционного народного искусства, сбережения народных традиций, постоянно путешествовавший по русской земле, воспевавший в своем творчестве красоту старых городов и деревень, неброскую северную природу.

Натюрморт «Лен» - в полном смысле слова произведение программное. Он написан в традициях московской школы живописи и пронизан ее духом (в первую очередь «Союза русских художников», существовавшего с 1903 по 1923 г.), воспринятых Стожаровым от своих учителей. Без внешних эффектов, проникновенно и с любовью написал художник вещи из старого крестьянского обихода, воспринимающиеся как символы глубокого понимания прекрасного безвестными народными мастерами.

На фоне золота бревен деревенской избы, на простом, потемневшем от времени столе, на вышитом белом полотенце как величайшая драгоценность лежит светлый сноп льна. За ним стоят деревянная чаша-братина, берестяной туес и резная прялка. На стене висят деревянный челнок от домашнего ткацкого станка и два раскрашенных веретена. А надо всем, звуча как торжественная мелодия, красуется красный наличник в узорчатой резьбе.

Есть в этом произведении еще одна деталь, напоминающая о теплом воздухе летнего полудня, о просторе полей и тихих деревенских улицах. Это две бабочки, порхающие над льняным снопом, как их называют в народе белая «капустница» и коричнево-оранжевая «шоколадница».