«Профессия художник»

Интерьер в современной живописи

Все эти тенденции в большей или меньшей степени проявляются и в современной живописи интерьера. Обращаясь к данному жанру, художники пытаются решать самые разнообразные проблемы современности: от задач пространственно-живописных до философско-нравственных. Зачастую очень трудно уловить жанровую границу произведения и его с равным успехом можно назвать как натюрмортом, так и интерьером. Чем-то подобным является произведение эстонского художника Ю. Пальма.

Самостоятельное бытие вещи, ее «внутренняя» жизнь, скрытая от невнимательного взгляда, являются основным содержанием произведения Ю. Пальма «Вечерний интерьер». Значение каждой вещи в нем гипертрофируется, условно схематически они остаются в реальных координатах времени и пространства, но теряют привычные устойчивые связи между собой. Они, образно говоря, приобретают вневременное «метафизическое» бытие. В условном пространстве расположены стол, пять лимонов на нем, занавес на стене и зеркало. Все остальное преобразовано в условную живописную среду. У присутствующих вещей настолько подчеркнуты и усилены их живописно-пластические качества (цвет и объем), что при всей видимости их предметности и материальности, в этом весь парадокс, эти свойства отсутствуют. Остаются подобия вещей, являющиеся их «прообразами», выражающие их потаенную суть. Вещи освобождены от житейской обусловленности, когда лимоны остаются в сумрачном бронзово-желтом пространстве комнаты, освещенные загадочным источником света, как камни в пустыне, как золотые самородки в излучине таежного ручья - неведомые человеку, еще не найденные им, существующие только потому, что не могут не существовать. Словами писателя Б. Пильняка (проблематичными по смыслу своему, но безусловными по своей поэтической образности), очень подходящими в данном случае к содержанию натюрморта Пальма, о нем можно сказать: «Вещь всегда больше говорит не о жизни, но об искусстве, и быть - есть уже искусство».