«Профессия художник»

Интерьер как воплощение отвлеченного отношения к миру

В творчестве украинской художницы Татьяны Яблонской тот же самый бытовой интерьер выступает не как выразитель определенных житейских ситуаций и человеческих взаимоотношений, а как воплощение несколько отвлеченного поэтически-метафорического отношения к миру. Всегда свойственный этой художнице обостренный интерес к народной жизни проявляется в ее произведениях последних лет как творческая интерпретация мотивов народного искусства, всегда рождающегося в целях практического жизнеустройства. В характере одежды, предметов быта и жилого интерьера народное искусство никогда не носило характер отвлеченной эстетической само ценности. Оно никогда не «накладывалось» на жизнь, но всегда было одним из органических ее первооснов. Яблонская использует эту изначально присущую народному мастеру способность воспринимать действительность как эстетическую данность, как естественное «жизнетворчество» в пределах определенного стиля. Этот стиль в отличие от городской жизни обладает (точнее, обладал) более длительными и плавными периодами развития, складываясь из поколения в поколение в украшении одежды, утвари, росписи печей и стен, в оформлении интерьера, красочности обрядов, фольклоре. Народное искусство характерно прежде всего устойчивостью традиций. Будучи в большой степени искусством самодеятельным, то есть рассчитанным в первую очередь на удовлетворение собственных потребностей и лишь вытекающих отсюда потребностей рынка, народное творчество в отличие от профессионального, из-за своего коммерческого характера обладающего бурной динамикой развития, являлось носителем исторических традиций жизни народа.