«Профессия художник»

Городской пейзаж

Одна из условностей искусства в том и состоит, что оно выражает всю сложность человеческой жизни суммой всех своих видов и жанров, и только знание всех их, а также индивидуального отношения разных художников как к жизни, так и к законам жанров раскроет перед нами в полной мере прекрасный мир искусства, после которого можно поставить знак тождества и дальше написать: жизнь.

Городской пейзаж, занимая в современном изобразительном искусстве одно из заметнейших мест, как самостоятельный жанр сложился в эпоху Возрождения, когда люди осознали принципиальную разницу между любым просто «огороженным» местом и городом как совершенно новым социально-экономическим явлением. Вместе с бурным развитием городов быстро развивался и эволюционировал и жанр городского пейзажа. Вплоть до 60-х годов XIX века город оставался для художников, как и все мироздание, только предметом чистого эстетического любования, равно как и сельский пейзаж. С одинаковым настроением художник писал зеленые кущи лесов и поля, и городские ансамбли, явно предпочитая при этом мотивы с известными памятниками архитектуры. Городской пейзаж того времени с гораздо большим основанием можно назвать старинным термином «видопись». Художник в первую очередь по-своему трактовал и еще больше эстетизировал намерения архитектора.

Города того времени не слишком отличались своим укладом от деревенской жизни. Их жители были почти всегда связаны семейными узами, они не ощущали большой разницы в быте города и деревни. Так, Москва и в XX веке включала в свои границы огороды, поля, а жители держали скот. Для человека, желающего оказаться на лоне природы, это не составляло большого труда. Можно сказать определенно, что художники, воспитанные на образцах классической гармонии природы, и на города смотрели глазами сельских жителей.