«Профессия художник»

Психология городского жителя

Положение резко изменилось с появлением городов-гигантов, замкнувших в себе многотысячные массы жителей. Природа стала для жителей городов не естественной средой для существования, а прекрасной мечтой, воспоминанием, ассоциируясь со свободной вольной жизнью, не связанной жестким регламентом городского быта с его напряженным ритмом, изнуряющим и изматывающим. Города стали средоточием общественно-культурного развития. Вместе с тем формировалась психология нового человека - городского жителя, складывалась своя, городская культура. В России одними из первых отобразили сложный процесс преобразования одной культуры в другую и показали суть нового явления А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. Образ Петербурга в их творчестве впервые предстает в русской культуре как многогранное, бесконечно сложное и многообразное соединение нового понимания человеческой жизни, психологии, взаимоотношений людей между собой. Город воспринимается художниками и литераторами как огромный живой организм, не всегда понятный, таинственный, подчинивший себе человека.

Возникает новый феномен - теперь художник смотрит на природу глазами городского жителя и никогда не сможет до конца отрешиться от этого ощущения. Ярким порождением этого явления стало «дачное» искусство, особенно бурно развившееся в начале нашего века. Художники создали новый жанр. Привыкшие к городу, но и уставшие от него, стремящиеся к природе, но и боящиеся бес комфортных ее красот в «чистом» виде, они открывают для себя поэзию пригорода, поэзию дачных самоваров, цветочных клумб, шезлонгов, тенистых и прохладных лужаек. Возникает недолговечный и эфемерный, как короткое северное лето, симбиоз природы и города. Круг замыкается. Человек уже не может и не хочет уехать из города, и лишь в душе его навсегда остается ностальгия по тихим и безлюдным пространствам природы.