«Профессия художник»

Город взглядом современного человека

Но не так давно Захаров сменил линогравюру на офорт, дающий более мелкий и точный штрих, поскольку он печатается с металлической доски. Очень условно можно сказать, что, оставив свободный размер стиха, он перешел на классический ямб. Не случайно была создана им серия «Ленинград», в которой давно известные нам по многим произведениям исторические места города получили новое звучание. В офортах Захарова Ленинград увиден взглядом современного человека. Он не фиксирует памятники архитектуры, а провидит в них живое дыхание истории. В каждой улице, каждом переулке ощущается интрига или тайна, которые, как в сказке, должны обязательно завершиться счастливым концом. Это город, в котором хочется заблудиться. Захаров доводит до совершенства свою технику офорта, в котором каждый штрих воспринимается как нота в большом и сложном музыкальном произведении. В той же серии «Ленинград»-сугубо личностное, как интимная лирика, отношение к городу, присущее московским работам, во многом уступает место исторически-литературному освоению темы. В ленинградских офортах художника как будто слышны звучащие в унисон отголоски «классических мелодий», которые давно и неразрывно сплелись с образом города на Неве, неотступно формируя его восприятие каждым новым поколением.

Основные композиционные схемы жанра городского пейзажа сложились давно, еще на рубеже XIX-XX веков. Условно их можно охарактеризовать следующим Образом: панорама города или большой его части, площадь, улица, фрагмент улицы и особенно любимое художниками изображение города с рекой или морем, набережных.

В изображении города, облик которого, как правило, складывается на протяжении столетий, исторические «напластования» имеют решающее значение. Современность здесь всегда вызывает споры, современность всегда под вопросом, хотя по прошествии определенного времени то, что когда-то возмущало глаз, начинает органично вписываться в общий ансамбль. Такова могучая сила «патины времени», сглаживающей все противоречия. Время, как лучший художник или зодчий, формирует лицо города. Но живописец, пишущий современный ему город, естественно бывает привязан к домам, ансамблям и улицам прошлых эпох, которые видятся ему образцом гармонии.