«Профессия художник»

Удивительный уголок города

Изображая этот удивительный уголок города, с его откосами, пандусами, уступами, лестницами, ведущими с одной улочки на другую, сам по себе чрезвычайно красивый и затейливый, Лошаков с присущим ему настойчивым стремлением к точному линеарному воспроизведению предметов как будто бы пытается создать некое фотографическое подобие пейзажа. Но ключ к пониманию этого произведения скрыт именно в этом «как будто бы». Художник не бездумно списывает натуру, не строит ее стереотип, глядя на который можно сказать: «Как на самом деле», да этого и не скажешь. Он воспроизводит на холсте точное, документальное, но свое поэтическое представление о куске городского пейзажа, трансформируя в композиции его реальные признаки: цвет, свет, соотношение реальных его компонентов. Одним словом, при внешнем подобии изображенного реальному Лошаков создает совершенно иной образ города, настолько убедительный, что он воспринимается как «снимок» с натуры.

Городской пейзаж привлекает художников не только возможностью отобразить его конкретный облик, очень часто он творчески трансформируется, вызывая желание создать какое-то общее, метафорическое представление о нем, нечто самое характерное.

Таково изображение города у моря в картине Тогрула Нариманбекова «Баку». В отличие от вдумчивой, аналитической живописи Лошакова пейзаж Нариманбекова написан, что называется, «на одном дыхании». Обладая горячим художественным темпераментом, Нариманбеков, кажется, боится не успеть запечатлеть на своем полотне все богатство видимого мира. В его живописной .«скорописи», буйной по цвету и динамичной по рисунку, при отсутствии изображений людей, предстает шумный многонаселенный город, в котором слились в одно целое запад и восток. Стены и башни Старого города, дворец Ширван-Шахов, Девичья башня, дальше по берегу новый город и совсем вдали - нефтяные вышки, дымы заводов, теплое и ласковое море - мы узнаем топографию Баку, но все это воплощено в совершенно ином, сказочном обличье. Как будто город, как в старом восточном предании, создан, слеплен за одну ночь. Нариманбеков создал не столько образ города, сколько легенду о городе, песню именно так он и воспринимается.