«Профессия художник»

Особенности разных городов

Взгляд Кормашева на мир в данном случае лишен какой бы то ни было романтизации прошлого. Он воспринимает город, в котором он живет, как данность и находит красоту, своеобразие и остроту в четких ритмах современных строительных конструкций, их необычных формах. Переосмысленные художником, они выглядят своеобразным скульптурным изваянием. Очень часто Кормашев изображает в своих произведениях и прибрежную часть Таллина с темным и холодным морем, чайками, камнями и городскими строениями на горизонте.

Каждый город обладает чем-то особенно характерным. Это могут быть море или река, которые накладывают особенный отпечаток на его облик. Трудно представить Ленинград без Невы, любой приморский город без моря. Даже не будучи непосредственно изображенной, «большая вода» всегда ощущается в городе, подчиненном планировкой и архитектурой его «водным артериям», как правило, его «парадному подъезду».

Город, чисто «сухопутный», обладает своими особенностями, и в этом смысле его можно сравнить с человеком - как и у человека, у каждого города, свой неповторимый характер, чем более ярко выражено лицо города, тем сильнее впечатляет он художников, подсказывает выбор изобразительных средств для его воплощения. Мотивы одних и тех же улиц и архитектурных сооружений повторяются в произведениях множества художников бессчетное число раз. Не случайно крупнейшие города мира Москва, Ленинград, Париж, Рим, Нью-Йорк и другие хорошо известны нам своей топографией по произведениям искусства.

Характерно в этом отношении творчество художников Вильнюса, сохранивших свой Старый город почти без изменений. Влюбленные в него литовские (и не только литовские) живописцы и графики без конца варьируют его архитектурные сюжеты в своих произведениях, каждый раз выявляя новые оттенки в его образе.