«Профессия художник»

Несходство творческого метода художника

В картине художника Августинаса Савицкаса «Утро» (левая часть триптиха «Вильнюс»), солнце, пробившееся сквозь туман, осветило соборы и крыши старого города. Нежные оттенки красного и оранжевого (характерная гамма старых европейских городов - красный кирпич, красная черепица крыш) оттенены зеленью сумрачного, как будто еще сонного переднего плана. Панорама города, пространство воздуха над ним, далекое светлеющее небо наполнены непрестанным движением - растворяющимся туманом, поднимающейся под первыми лучами солнца с земли и крыш ночной влаги, льющимся теплом наступающего дня. Несходство творческого метода другого художника из Вильнюса, Римтаутаса Гибавичюса, с методом Савицкаса заключается далеко не только в том, что Савицкас - живописец, а график. Гибавичюсу свойствен, условно говоря, «реставрационный» метод творчества, и это имеет свои основания. Работая в Старом городе как художник-монументалист, он хорошо знает искусство и архитектуру исторического Вильнюса - знания, крайне необходимые для бережного отношения к тем памятникам архитектуры, с которыми художник работает (хорошо известна его роспись в Вильнюсском университете). Это влечет за собой и любовь к ним. Гибавичюе постоянно обращается в своих гравюрах на дереве к изображению старинной архитектуры Вильнюса, стремясь создать его синтетический образ.