«Профессия художник»

Техника гравюры на дереве

Работая в технике гравюры на дереве, одной из древнейших, художник в полном соответствии с основной направленностью своего творчества обращается к приемам и технике старинной гравюры. Используя доски продольного распила (доски поперечного распила, на которых гравировать значительно легче, появились в истории искусства позже), он, как и древние граверы, максимально выявляет изобразительные возможности структуры деревянной доски, ее разно-твердые волокна в характере наносимого штриха, строящего изображение. Пересечение продольных и поперечных линий, легкое и ненавязчивое, создает пленительный эффект воздушности и серебристости. Как и на старинных гравюрах, в узких обрамляющих рамках Гибавичюе помещает разнообразные тексты. Сохраняя эффект отпечатка деревянной доски, он не следует законам перспективы; изображения в его произведениях абсолютно плоскостны и декоративны. Это воплощение в условных художественных формах изобразительных идей художника. Старинные сооружения, башни, соборы, среди которых иногда, как будто бы неожиданно, встречается телевизионная башня или пролетающий самолет, строгие и изящные, красивы в гравюрах Гибавичюса особой красотой - красотой хорошо сделанной вещи. Их преднамеренная стилизация под старину является сознательным художественным приемом, в котором с удивительной силой сталкиваются современный взгляд художника на мир сегодняшний, на историю и - сама история. Гравюры Гибавичюса, чрезвычайно изобразительные по своей сути, в то же время ассоциируются и с архитектоничным строем органной музыки. Это вызвано и сложными ритмами его композиций и даже характером линии и штриха, отдаленно напоминающими каллиграфию старинных нотных записей.

В творчестве художников, с которыми мы познакомились, город предстает, как правило, увиденным как бы со стороны. Их интересуют большие или малые пространства городского пейзажа. Человек присутствует в этих произведениях как стаффаж, как элемент, необходимый в композиции для создания определенного настроения. Основное содержание их - красота и своеобразие архитектурных ансамблей. Это является непосредственным развитием специфики жанров натюрморта и интерьера. С той лишь разницей, что предметы в живописи вещи и города несравненно разновелики.

Но город - это прежде всего ощущение его современным человеком, который постигается в сутолоке машин и людей. Это в конце концов человек в городе, человек среди массы ему подобных в привычной и естественной обстановке.