«Профессия художник»

Изменения в искусстве изображение города

Без труда можно заметить, что с начала нашего века («золотое время» городского пейзажа) изображение города в искусстве претерпело значительные изменения. В то уже далекое время город связывался прежде всего с изображением жизни улицы. Но и бурные изменения, принесенные в город XX веком, трамваи, автомобили, реклама, немыслимое еще совсем недавно многолюдье, - не могли оставить художников равнодушными. Все сколько-нибудь характерное и интересное запечатлевалось на полотнах, и сегодня мы можем по изобразительному искусству того времени сделать исчерпывающие выводы о психологии города начала века, о состоянии фасадов домов, системах отопления, освещения улиц, внешнем облике транспорта, характере рекламы, моде в одежде и характере общения людей друг с другом и даже о торговом обороте.

Постепенно, однако, к началу 30-х годов художники уходят от документализма в передаче характера жизни города. Они отдают предпочтение романтической образности, передаче пафоса эпохи, нашедшего выражение в изменившемся облике улиц и площадей. В настоящее время вновь заметен интерес художников к изображению, улицы как таковой (особенно в творчестве молодых художников). Причем основывается это не на непосредственно-чувственных позициях, как в старые времена, а на теории современного проектирования. Не памятники архитектуры, и отнюдь не сочетания старого и нового в городском ансамбле волнуют художников, а тот новый образ жизни в городе, созданный трудом, талантом тысяч специалистов, который направлен на то, чтобы сделать жизнь человека комфортабельной и красивой.

Городское проектирование, современная архитектура, информация, планирование, озеленение, городской дизайн, реклама, печать, радио, телевидение, кино и мода (в одежде, прическах и косметике) - все это формирует облик современного города и должно воплощать в изобразительном искусстве совершенно новый, адекватный этому, образ.