«Профессия художник»

Развитие направления искусства пейзажа

Утреннего расцвета достиг русский пейзаж в искусстве К. Саврасова, от которого начинается замечательная плеяда русских пейзажистов И. Левитана, К. Коровина, С. Жуковского. Параллельно развивается другое направление - искусство пейзажа И. Шишкина, И. Репина. Замечательную и своеобразную школу пейзажа создал Куинджи.

В русском искусстве последнего десятилетия XIX-> начала XX века пейзаж становится ведущим жанром. При всей разнице в творческих методах и стилях у перечисленных выше художников, и не упомянутых нами, их объединяет одно: осмысление живописания пейзажа русской земли как глубоко патриотического дела. Пейзаж завоевывает народную любовь в первую очередь и иначе и не воспринимается, как синоним «Родина».

Советский пейзаж начинает свое «летосчисление» с 1919 года, когда художником А. Рыловым была написана картина «В голубом просторе». Будучи учеником прославленного живописца Куинджи, Рылов придавал чрезвычайно большое значение образному началу в пейзаже, то есть ассоциативной передаче в нем чувств и мыслей, непосредственно в произведении не выраженных. Его пейзаж «В голубом просторе», с бесконечным морским пространством и летящими над ним лебедями, был воспринят современниками как символическое выражение свободы, принесенной Великим Октябрем.

Принесло славу советскому изобразительному искусству и пейзажное творчество таких известных живописцев, как И. Грабарь, Н. Крымов, М. Сарьян, А. Дейнека, С. Герасимов, У. Тансыкбаев, А. Пластов, Г. Нисский, В. Калнроозе. Трудно перечислить даже все самое выдающееся в этом особенно любимом народом жанре.