«Профессия художник»

Эпический пейзаж как вековечное течении времени

Рассмотренный нами пейзаж Загонека - пейзаж лирический, обращенный непосредственно к человеческому чувству, к человеческим эмоциям. Не меньшее распространение в искусстве имел и имеет пейзаж эпический, воспевающий могучие силы природы, ассоциирующийся с величием человеческого духа, героизмом. Как правило, эпический пейзаж (подобно эпической поэзии) часто какими-то своими элементами напоминает нам о вековечном течении времени. В гравюре «Северный пейзаж» московского графика А. Бородина изображена панорама суровой и прекрасной окраины нашей земли.

Стилистика гравюры Бородина имеет сложное происхождение. Этот древний по содержанию мотив, в котором и современного-то ничего нет, как будто бы и выражен в довольно старой технике. Однако нас не оставляет ощущение ярко современного видения художником пейзажа. Гравюра, окончательно преданная забвению в XIX веке как самостоятельная творческая техника (вспомните прекрасную средневековую гравюру) и превратившаяся в только репродукционно-иллюстрационную, была вновь возвращена «к творческой жизни» в начале 20-х годов нашего века выдающимся советским графиком В. А. Фаворским. Как известно, каждый материал изобразительного искусства ценен именно своей спецификой. Странно было бы имитировать карандашом масляную краску, и наоборот. Гравюра тем не менее служила долгое время целям имитации других материалов в полиграфии до изобретения фоторепродукции. В. А. Фаворский вернул гравюре ее самоценность, ее специфику: ощущение в отпечатке на бумаге характера структуры той деревянной доски, на которой было нарезано изображение, то есть ощущения печатающей формы.