«Профессия художник»

Предназначение искусства

Пейзаж «Льны Белоруссии» Виктора Громыко, изображающий ночное белорусское Полесье, напротив, исполнен напряженного душевного волнения. По плоским вершинам его возвышенностей протянулись поля цветущего льна. Основной его массив, начавшись далеко внизу, поднимается на гору, на передний план и, завернув влево, уходит к левому верхнему углу картины. По левому краю вверх уходит тропинка. Ощутимо материальный, плотный, колышущийся массив льна протянулся от правого нижнего угла картины до левого верхнего. Это светлое пятно разделяет на две части вторящие друг другу левый нижний и правый верхний углы картины, с их темной землей. Ровная полоса неба с луной, «отчерченная» горизонтом, замыкающим ночные дали, параллельна продольным краям картины. Это, так сказать, весьма условная, геометрическая схема композиции, гармоническое равновесие цвето-световых элементов (пятен) картины. Но это же и содержательные элементы ее. Живой, мягкий, колышущийся лен и твердая, утрамбованная поколениями живших и живущих здесь людей тропинка. Не дорога, не шоссе, безразличные к идущим по ним, а тропинка, предназначенная только для человека, уходящая в лунную ночь, за холмы, в долину, где небольшой лесок стоит над озером, и еще дальше - опять холмы и леса, и луна отражается в совсем дальнем озере.

Здесь все обращено индивидуально к каждому зрителю, все принадлежит ему, как вещи в его собственном доме, и ночь, и природа Полесья.

В этом высокое предназначение искусства будучи адресовано к каждому человеку отдельно, оно принадлежит всем. Каждого из нас, наверное, постигало ревностное чувство при чтении особо любимой нами книги или встречи с любимой картиной: нам кажется, что этот мир больше всех понятен нам, и принадлежит нам, и что другим тут, делать нечего.