«Профессия художник»

Картина - это целый мир чувств и образов

Картина Громыко - это целый мир чувств и образов. Она и лирична, и эпична в самом высоком смысле этого понятия. Льны белорусские - разве только ими ограничивается содержание картины? Эта неровная, но в то же время и ласковая земля, разве не ассоциируется она с ее значением аванпоста нашей страны с древних времен до наполеоновского нашествия, с первой мировой войны и до последней? Она первая принимала удар и героически сражалась, и, возможно, по этим холмам и долинам не раз проходил в суровые дни войны автор этой картины, все годы немецкой оккупации провоевавший в партизанах?

И на картине Громыко земля живет, движется и вращается как в круговороте времени. И в композиции есть даже центр этого движения - небольшой круг в середине, где любовно опахано небольшое деревце.

В картине Пантелеева «Март» (вертикального формата, в отличие от горизонтальной картины Громыко) с горы, сквозь просвет между деревьями открывается далекий вид на засыпанную снегом долину, а дальше опять вверх неприступными остриями вздымаются старые Уральские горы. Розовый свет утреннего мартовского солнца ослепительно освещает схваченные морозом деревья, снег и горы. Соболь осторожно идет по бревну, изображенному над нижним краем картины.

Композиция в картине Пантелеева гораздо более условна, чем у Громыко. Здесь можно вспомнить и пейзажи начала XIX века с их непременными деревьями - кулисами, окаймляющими передний план. Здесь все симметрично, все точно размерено, а в центре расположен венчающий панораму горный массив. И если в картине Громыко все живет круглящимися, мягкими формами, то у Пантелеева, напротив, живописный язык ассоциируется с кристаллами инея или льда, да и цвет непосредственно передает сияние морозного солнечного дня. Но есть в пластическом языке Пантелеева одна особенность: все элементы его композиции построены (или ориентированы) своими конфигурациями точно по направлениям диагоналей. И лишь три дерева на переднем плане - одно лежащее и два стоящих - параллельны сторонам картины. Это придает произведению своеобразный характер, напоминающий о кристаллических структурах, из которых состоят горы. Пантелеев к тому же - певец индустриального Урала. Его излюбленный мотив - рудничные предприятия с их надшахтными постройками и огромными пирамидальными терриконами отработанной породы, столь характерными для пейзажа рудодобывающих районов (например, его «Индустриальный пейзаж»).