«Профессия художник»

Разнообразность творчества советских художников-пейзажистов

Естественно, что для пейзажей Пантелеева особенно характерны изображения терриконов. Мало того, что они сами по себе придают композициям характерное преобладание диагональной доминанты, но и сама живописная структура этих картин, воспевающих подземные богатства Урала (вспомните и сказы Бажова, где все было построено вокруг уральских камней), перекликается с кристаллическим строением любой породы, напоминая горы в его картине «Март».

В пейзаже «Март» он продолжает тему красоты и величия древнего Урала, в первую очередь прославленного как своей природой, так и знаменитыми «подземными кладовыми». И у Пантелеева седой Урал воспринимается как чудесная зимняя сказка - со скрипучим снегом, потрескивающими деревьями от мороза, который щиплет лицо, но пьянящее мартовское солнце уже напоминает о близком тепле. А далеко внизу, в самом центре, стоит едва заметный коричневый стог сена.

Насколько разнообразно творчество советских художников-пейзажистов, можно судить и по пейзажу украинского живописца А. Коцки из Ужгорода. Он живет в Карпатах, крае прославленного и своеобразного народного искусства, оказавшего сильное влияние на творчество этого художника. Трудно классифицировать его пейзаж «Весна». Как мы уже не раз говорили, не все в искусстве укладывается в строгие рамки правил. Произведения Коцки прежде всего декоративны, плоскостны, с почти орнаментальной ритмикой композиции, экспрессивны по цвету, усиливающему их эмоциональное воздействие.

Говоря о влиянии народного искусства на творчество Коцки, необходимо определить характерные свойства этого вида творчества. Для наглядности обратимся к народной поэзии, которая, как правило, носит импровизационный характер. Именно в силу своей импровизационности народная поэзия оперирует набором готовых формул (вспомним: «солнце красное», «месяц ясный», «красна девица», «мать сыра земля» и т. п. до более сложных элементов композиционно-фабульного порядка), иначе сказитель едва ли смог бы с такой легкостью произносить на память свои баллады. Похожими свойствами обладает и народное искусство, где из поколения в поколение передаются определенные приемы построения композиции, обработки материала, расположения орнамента.