«Профессия художник»

Традиции народного искусства

В пейзаже Коцки все «музыка», все «песня». Нежно-зеленая, вся из молодых побегов нижняя большая часть композиции ритмично заполнена гуцульскими хатами, раскрашенными в разные зеленые, красные и синие цвета, контрастирующие и гармонирующие с основным светло-зеленым полем картины. Белый пух цветущих фруктовых деревьев разбросан среди строений. Над долиной, замыкая композицию, возвышаются Карпаты. Их ближние отроги оправа и слева симметрично спускаются к центру полотна, а над ними ровным полукругом - дальние, белоснежные горы. Вся композиция с первого же взгляда напоминает и вышитые народные гуцульские костюмы, и знаменитые «писанки» - расписные яйца, с их характерным орнаментом, пониманием цвета, ритма и узора. Не случайно сравнили мы пейзаж и с песней, с ее многоголосьем и рифмой : первый план - первый голос ведет сложную, затейливую мелодию, следующие планы - с их лаконизмом и величавостью - вторые голоса, аккомпанирующие первому. И очертания домов, и их красные, зеленые и синие пятна поддерживают друг друга, «рифмуются», и белые цветущие деревья звучат в унисон с плавными переливами цвета гор: белого, голубого, синего, зеленого, розового.

Использование традиций народного искусства - такой же правомерный прием в профессиональном изобразительном искусстве, как и любые другие. Обращаясь к ним, художник стремится передать непосредственность ощущения радости жизни, открытого любования цветом, ритмом, красотой простой линии, исконную кровную связь со своей землей, со своим народом.

В обращении художника к традициям народного искусства есть доля своеобразного романтизма, поскольку сам по себе романтизм предполагает порыв чувств, страстей, образно-метафорическое выражение содержания. Не случайно родство слов «романс» и «романтизм». При огромной разнице в масштабе эмоций, выражаемых в них, и тот, и другой «форсируют» чувства и страсть, стремясь перевести их в некий идеальный мир, очищенный от будничного и житейского, мир условно-поэтических человеческих взаимоотношений.