«Профессия художник»

Различные рамки романтизма

Однако романтизм может иметь совершенно различные рамки. Он может быть переживанием масс и - индивидуальности. В последнем случае романтизм может принимать самые различные формы от активно и бурно проявляемых чувств до созерцательной самоуглубленности и мечтательности. Нечто подобное мы видим в пейзаже «Вечер» московской художницы Н. Нестеровой.

Смысл этого произведения - в его иносказательности. Художница стремится не к достоверно-документальной передаче натуры, а к исчерпывающе точному выражению своих мыслей и чувств. В ее гамме темно-синего, коричневого, блекло-зеленого и черного цветов есть ощущение необычности переживаемого момента, быть может, воспоминания. Необычна и композиция с очень низким горизонтом и высоким, темнеющим небом. Темно-зеленые, как на старых выцветших шпалерах, деревья со своими четкими тонкими стволами и тщательно проработанной, мелкоузорчатой листвой напоминают, очень отдаленно, пейзажи раннего классицизма. И даже испорченные скотом высохшие деревья в загоне, помещенном в центре, хотя и удивительные на первый взгляд своей наготой, нас нисколько не удивляют. Безмолвно движутся люди и животные, безмолвно наступает вечер в этом своеобразном, распланированном по законам классического, пейзаже.

В этом произведении остро выражена мысль о том, что «красота везде разлита в мире». Она переходит в высокое искусство, когда воспринимается, что называется, обнаженным сердцем и обнаженными нервами.

Жанр пейзажа обладает ни с чем не сравнимыми возможностями передачи малейших оттенков чувств и эмоций, как ни в каком другом жанре живописи. В этом отношении он похож на музыку. Закономерна ассоциативная связь пейзажа с песней (иногда это непосредственно выражается в самом названии - вспомните полотно И. Шишкина «Среди долины ровны»). Его содержанием в то же время могут быть высокие гражданственные, общественно значимые идеи. Не вызывает сомнения и то, что с дальнейшим развитием города, техники, индустрии пейзаж будет приобретать все большее и большее значение как одно из важнейших художественных средств гражданского, патриотического и эстетического воспитания. В пейзаже особенно сильна преемственность духовной культуры прошлого.