«Профессия художник»

Изобразительность в бытовом искусстве

В предшествующих главах мы рассказали о жанрах, которые обращены к отдельной человеческой личности будь то непосредственное изображение человека, как в портрете, или переживание тем же самым индивидуумом окружающего его мира, как в натюрморте, интерьере, городском и природном пейзаже. Теперь мы переходим к более «сложным» жанрам. Более сложным не по живописно-техническим задачам, а по их содержанию, отображающему взаимоотношения людей между собой. Это - бытовой жанр и тематическая картина.

В советском изобразительном искусстве бытовой - или просто жанр имеет свои традиции. Современный бытовой жанр чаще всего называют «современным жанром». В этом кроется специфика подхода художников сегодня к проблемам жанровой картины. Старый традиционный жанр характерен изображением простой повседневной жизни, незатейливых сцен и сюжетов ее в ненавязчивой естественной тональности. Закон бытового жанра - «как в жизни». Эта принципиальная установка реалистического русского искусства подразумевала разработку типических характеров в типической обстановке. Вспомните любую жанровую картину конца прошлого - начала нашего столетия. Художник всегда разыгрывал «действие» в своей картине, как режиссер - сцену спектакля. Разрабатывались мизансцены, размещение персонажей в отношении друг к другу, усиливалась характерность их «ролей». События рассказывались, объяснялись, имели определенную композиционную продолжительность во времени. Часто жанру сопутствовали юмор, сатира, гневная обличительность.

Бытовой жанр получил особенно широкое распространение в советском искусстве в 30-е годы. В картинах художников К. Петрова-Водкина, А. Моравова, Б. Иогансона, И. Рянгиной, М. Адливаннина, П. Виль-ямса, Ю. Пименова, Ф. Богородского, Ф. Ряжского, А. Самохвалова и многих других отобразилась советская действительность с ее новыми общественными отношениями. Немало произведений этого жанра было создано и в послевоенные годы.