«Профессия художник»

Тематика «низкого жанра»

Современный жанр завоевал прочные позиции и в современном советском искусстве. Не следует забывать, что поначалу, спустя недолгое время после своего рождения в первой половине XIX века, он назывался «низким жанром».

Имелась в виду его тематика, в отличие от «высокого» жанра - законченной, построенной «картины», подразумевающей тогда библейско-мифологическую, как правило, тематику. В наше время, естественно, «жанр», с одной стороны, и «картина» (как произведение более отвлеченное и с идейно-философским звучанием, «поднимающее» и обобщающее изображаемую тему) с другой, будучи направлены на одни и те же события нашей действительности, теряют свою обособленность по отношению друг к другу.

Естественно, картина подразумевает обобщенность, лаконизм аксессуаров и характеров, но и современный жанр руководствуется этими же правилами, занимая на современных выставках значительное место.

Всем, кто видел Всесоюзную художественную выставку «Слава труду», посвященную XXV съезду КПСС, очевидно, запомнилась картина казанского художника В. Скобеева «Чайки над Камой». Она является примером того, что жанр, как правило, своей тематикой всегда обращен к проблемам, наиболее волнующим общество. Для современного советского изобразительного искусства такой основной темой является труд советского рабочего класса.

В картине Скобеева изображен один из эпизодов строительства КамАЗа. На фоне интенсивного синего неба, под солнцем летнего полудня летают чайки. На фоне этого неба высоко вознесены металлические конструкции строящихся корпусов нового автостроительного гиганта. Их оранжевый, почти красный цвет ассоциируется с красным цветом победных знамен, реющих на фоне синего неба.