«Профессия художник»

Эстетический идеал художника

Группа людей образует симметричную композицию, но люди занимают все пространство, не умещаясь в ней целиком. Вещи служат здесь не как средство образной характеристики действующих лиц, а только как средство их смысловой связи. Характеры людей, «вылепленные» рельефно и монументально, говорят сами за себя.

Жаркая страда сенокоса залила солнцем всю сцену, пламенеющую в красных, оранжевых, желтых тонах, передающих возбуждение трудового летнего полудня. Расположенная схематически по сторонам равнобедренного треугольника, группа людей повторяется конфигурацией треугольного шалаша, стоящего за ними.

Это произведение - гимн русской женщине, ее красоте, самоотверженности и доброте. Женщина сидит в центре композиции, возвышаясь над остальными участниками трапезы - двумя мужчинами слева, мальчиком, задумчиво сидящим рядом с матерью, юношей в спортивной белой кепочке и мужчиной справа внизу, лежащим к нам спиной. Женщина и,оттенена входом в шалаш. Она и здесь, среди обедающих родственников и односельчан, и она надо всем - вечный образ женщины-матери, проходящий через все древнерусское искусство в образах богоматери (в просторечье «богородицы»), не раз воспетой русским искусством, и воспринятый советским изобразительным искусством во всей его чистоте и возвышенности.

Эстетический идеал художника, его воззрения на прекрасное в жизни и искусстве неотделимы от его моральных принципов, от отношения к основным жиз-нетворящим силам, руководящим человеческой деятельностью. Советские художники смотрят на мир теми же глазами, что и герои их произведений: рабочие и крестьяне, рыбаки, строители, геологи - одним словом, люди трудных профессий, первопроходцы и первооткрыватели, в первую очередь привлекают их горячий интерес.