«Профессия художник»

В продолжении эстетического идеала художника

Каждодневный быт и труд этих людей, героический и будничный, во всей сложности и многогранности находит отражение в советской жанровой картине. Современное советское изобразительное искусство, органически складывающееся из изобразительного искусства наших республик, дает массу материала для исследования совершенно разного подхода к решению этой проблемы. Национальные особенности, своеобразие жизненных условий вместе с индивидуальными качествами личности художника составляют основу оригинальности и неповторимости произведений. Вместе с тем зачастую большое значение в образной основе произведения имеет стремление художника выразить новый, общественно-коллективный характер жизни людей при Советской власти. В произведении узбекского художника Бахтияра Бабаева «На стройку» с первого же взгляда нам слышится многоголосый говор людей, пенье труб и удары больших бубнов, скрип колес, рев двигателей автомобилей и тракторов. Сотни людей на автомобилях, арбах и пешком двигаются на строительство Ферганского канала. Сняв «патину времени», художник показывает события минувших лет, как достояние сегодняшнего дня. Люди, изображенные на картине, обладают характерами наших современников и являют один из первых примеров сознательного социалистического отношения народных масс к труду, построивших в эпоху первых пятилеток Ферганский канал.

Композиция картины построена фризообразно, то есть ее действие развивается от одного бокового края к другому. Она напоминает длинную горизонтальную ленту. Поскольку основное ее действие - это движение народных масс, проходящих мимо нашего взора параллельно горизонту, кажется, что в картине запечатлена только незначительная часть его, что где-то «за кадром» остались (и, естественно, подразумеваются художником) еще множество людей, машин и повозок.