«Профессия художник»

Картина Бабаева

Картина Бабаева - это изобразительный рассказ о событиях. Каждый предмет обладает у него своими особенностями, и мы с интересом рассматриваем и мало знакомые нам среднеазиатские арбы с огромными, выше человеческого роста, колесами, и забытые нами первые советские тракторы, и грузовые автомобили, и колоритную одежду людей - халаты и тюбетейки. Каждая группа людей, обладающих индивидуальными характерами, связана отношениями между собой, окружена своей «атмосферой» - кто-то разговаривает, кто-то слушает музыку, кто-то погружен в свои думы. Мальчик, сидящий верхом на лошади на переднем плане, поднял руку, как будто приветствуя нас.

Картина написана настолько достоверно, что зритель ощущает и себя стоящим на этом раскаленном песке среднеазиатской пустыни с невысокими безжизненными холмами на горизонте. Картина Бабаева - правомочный так же, как и другие, подход к раскрытию содержания художественного произведения. Это повествование, близкое к очерку.

Национальные традиции, присущие советскому изобразительному искусству, выражают душу народа, только ему одному присущие особенности видеть мир, воплощать в творчестве его понятия о красоте, обогащая этим все человечество. В живописи Грузии можно определенно говорить о «грузинской школе живописи», применимое, конечно, не ко всем, а к большой группе художников этой республики.

Картина одного из представителей этой «школы»- живописца Зураба Нижарадзе - из серии «Путешествие по Италии» в основе своей повторяет уже знакомую нам композиционную схему. Изобразительный эффект строится в ней на движении повозки с большими колесами слева направо, следуя привычному движению наших глаз, занимающей почти все пространство композиции. Несмотря на это существенное сходство, аналогии на этом кончаются. Живет в городе Тбилиси добрый сказочник Зураб Нижарадзе. Этот художник в вещах и событиях самых обычных умеет увидеть прекрасное и значительное. В его картинах солнечный луч падает в окно маленькой подвальной комнаты, где висит клетка с попугаем. Старый шарманщик на узкой улочке играет добрым и странным людям, своей необычностью украшающих нашу жизнь. И жизнь, и живопись для Нижарадзе - поэзия сияющих солнечных красок, история любви, прочитанная в глазах и облике случайного прохожего, и надменный мир магазина музыкальных инструментов, увиденный через полуоткрытую дверь, и маленький дворик над Курой, где играют дети.