«Профессия художник»

Цвет в картинах Аветисяна

Цвет в картинах Аветисяна действительно приобретает, помимо его основного изобразительного значения, символический смысл, выражая самые разные оттенки чувства и ощущений. Являясь элементом выразительности, цвет развивает идейно-философское значение образа, раскрывает психологические грани характера человека, возвращает вещам и явлениям их первозданный смысл. Можно сказать, что цвет в его произведениях декоративен. Но он больше чем декоративен. Он придает живописи ее подлинное назначение, открывая все ее возможности.

В одной из его картин «Пекут лаваш» - изображена сцена деревенской жизни, в которой две женщины пекут на нехитрой, устроенной специально для этого печи, лаваш. Женщины сидят на подушках на первом плане, слева и справа, посередине печь с оранжевой лепешкой на ней. Они сидят под навесом своего жилища, невысокого, с плоской крышей, как и все традиционные армянские домики. Слева, на втором плане стоит молодая женщина с ребенком на руках. Картина написана открытым контрастным цветом - красно-оранжевым и синим. Вот и все, что можно сказать об этой картине словами. Еще можно добавить, что где-то в структуре композиции есть элементы, напоминающие орнаментику восточного ковра. Но, взглянув на другие ее части, с таким же успехом можно сказать, что картина эта - квинтэссенция современных живописных исканий, стремления выразить смысл не пересказом сюжета (что, в общем-то, прерогатива литературы в первую очередь), а сочетанием и характером наложения цвета. Как говорится, «лучшим описанием произведения является оно само».

Словами это произведение пересказать нельзя, как нельзя пересказать любое произведение любого вида искусства, наиболее досконально подчиняющееся законам своей специфики.