«Профессия художник»

Современная архитектура и конструктивная живопись Мондриана

В картине Аветисяна поражает бесконечно многообразная трактовка художником цвета. Цвет в одеждах обеих женщин довольно однозначен - красная кофта, черная кофта, красная безрукавка; но синий цвет звучит в полную силу в юбке сидящей справа; повторяется в квадрате затененного входа в дом вверху. Пластичные, мягкие, стремительные, не дающие остановиться взгляду сочетания синего, красного, зеленого, белого, напоминающие о каких-то необыкновенных красотах великолепных одежд персонажей из «Тысячи и одной ночи» и всех тайн Древнего Востока, в подушках, на которых сидит слева женщина, и - геометрические, конструктивные ритмы красного, желтого, белого и синего прямоугольников в верхнем левом углу, вызывающих ассоциации с промышленным дизайном, современной архитектурой или конструктивной живописью Мондриана. Местами положенный большими, гладкими массивами, цвет начинает вдруг где-то дробиться, каждый кусочек его, каждая точка, как, например, лиловые пятна в центре, могут вызвать целую бурю неосознанных чувств. Цвет, точно обозначая человеческие фигуры, вещи, среду, в то же время образует отвлеченную ритмическую композицию, и она рождает в сознании новые образы, вызывает в нашей памяти все новые и новые ассоциации.

Стоящая женщина с ребенком, конечно же, ассоциируется с обликом богоматери, как наивысшего выражения материнской любви. Можно понимать содержание картины и так. Но можно увидеть в мозаике цветовых пятен и мазков, в горячем ярко-красном цветении, составленном как поэма из слов, где ни одного слова не выбросишь, не изменишь - выражение чувств любви к жизни, радости, горя и страдания.