«Профессия художник»

Художник XIX - начала XX века

Советский художник видит в современной деревне совершенно не то, что видел в ней художник XIX - начала XX века. Для той поры было характерным изображение деревни как средоточия патриархального уклада и идеализация его или же, напротив, деревенская жизнь подвергалась суровой критике за существовавшие в ней социальные противоречия. Советский художник сегодня видит в укладе современного колхозного села те же большие перемены, что и в жизни всей нашей страны. Но иногда бывает, что черты старой деревни используются художником как определенный художественный прием, как подчеркивание в решении образа современного уклада жизни, как метафора. В картине московского живописца Евгения Струлева «Улица, ты улица, широкая» уже в самом названии выражена современно-фольклорная трактовка темы. Художник использует прием русского народного искусства (живопись прялок, коробов, сундуков, роспись фасадов северной избы) как сознательную стилизацию, выражающую дух народной песни, частушки.

Старому народному мастеру свойствен «наивный» взгляд на действительность, а по сути своей - веками сложившиеся определенные изобразительные принципы с четко выраженным декоративным стилем. Рассматривая традиционные элементы изображения как поэтическую метафору, Струлев преобразует их в современный поэтический образ. Изображая деревенскую улицу с двумя рядами домишек, нарочито «игрушечных», художник подчеркивает, что это не настоящая улица, не деревенский пейзаж, а трансформации песни, изобразительная трактовка ее содержания, смысла, юмора.

Как и в «народной» картинке, здесь отсутствует классическая перспектива. В соответствии со своим намерением показать группу идущих по улице людей «крупным планом» автор произвольно (и в то же время в полном соответствии с законами жанра) «перепутывает» пространственные планы, меняет их реальные отношения. Второй план - сама улица, мостовая - оказывается по своим масштабам первым, поскольку фигуры людей выше домишек переднего плана. Песенность подчеркивается введением в композицию картины текста частушек, которые поют девушки: «Мой залетка дорогой в институте учится, ох, хороший агроном из него получится» и «Гармонист у нас хороший, я его приворожу, я возьму и на гармошку две ромашки положу». Когда читаешь эти слова, становится ясным намерение художника перевести остроту народной припевки - частушки в образно-изобразительное решение.