«Профессия художник»

Картина московской художницы Татьяны Назаренко

Мы говорили об иллюстрировании. Но это тоже лишь условное определение живописной манеры Струлева. Иллюстрация подразумевает более или менее пассивное следование художника за литературным текстом. В данном случае художник показывает полностью свое понимание духа народной песни, плоть от плоти ее создателей. Нужно обратить внимание, с каким знанием характера современной деревенской молодежи, нравов и обычаев жизни современного села изображает живописец самих певцов и расположившихся у своих домиков односельчан. Струлев пользуется и совершенно условным цветом - чистым, «открытым» синим и зеленым, с яркими пятнами - акцентами красного, желтого в одежде людей. Все здесь придумано, все сочинено так же, как придумывается и сочиняется полная юмора, задора и поэтической глубины народная частушка.

Картина московской художницы Татьяны Назаренко так и называется «Мои современники». Принадлежа где-то к тому же кругу молодых московских живописцев, что и Струлев, она также склонна к метафорическому решению своих произведений не столько в плане живописно-композиционном, сколько в образно-выразительном. Она часто преувеличивает характерность облика своих персонажей, иногда даже утрируя его, трансформируя индивидуально-характерное в типичное. Ее пейзажи и интерьеры, как среда для изображаемых ею событий и явлений, увиденные острым взглядом художника, подчеркиваются в своем значении, переосмысливаются, составляя органическую неотъемлемую часть жизни людей.

Диапазон творчества Назаренко очень широк. Пишет она и картины на исторические темы, и новостройки, но любимые ее герои - люди, окружающие ее и хорошо знакомые ей. В картине «Мои современники» изображен интерьер мастерской художницы с видом из окна на старый московский двор. Назаренко сама живет в старых московских переулках, ей хорошо знакома их жизнь, их своеобразное очарование, их тишина, граничащая с неумолчным шумом пролегающих совсем рядом современных магистралей. Здесь проходит ее каждодневная жизнь, здесь она встречается со своими друзьями-художниками, и все это окружение - даже стены старого дома и обреченные на слом деревянные домишки во дворе - приобретают в картине необычайную одухотворенность.