«Профессия художник»

Диапазон творчества Назаренко

Это жизнь не придуманная, а реальная, и художница изображает ее в как будто бы случайной, но так знакомой и обычной для каждого из нас сцене. Три человека, связанные, по всей видимости, между собой узами дружбы или знакомства, разговаривают, стоя у окна. Своеобразный облик людей, их манера говорить, держаться, жестикулировать как будто бы принадлежит конкретным лицам. Тогда как на самом деле образы эти синтетические, «собранные по частям» из характеров и портретных данных разных, действительно конкретных людей.

В этой простой композиции, казалось бы, виденной много раз, художница воплотила столько непосредственного, живого ощущения жизни, которая, как кажется, и сейчас, сию минуту протекает где-то совсем рядом с нами. Окно посередине молодой человек в центре на фоне его, о чем-то говорящий, край полки с вещами слева и облокотившийся на нее внимательно слушающий говорящего пожилой мужчина. И в полном соответствии с приемом старых мастеров, часто изображавших себя на своих произведениях где-нибудь сбоку, сама художница задумчиво и отрешенно стоит справа и смотрит на зрителя.

Судя по состоянию героев картины, разговор идет о чем-то не очень важном. Но это важно для нас художница подлинно философски осмысливает суть, как мы обычно считаем, ничего не значащей в нашей жизни минуты, эстетическую цену мгновения, не «прекрасного», а ничем не выдающегося, просто кратчайшего отрезка времени нашей жизни.

Изображенная Назаренко простота сегодняшнего быта, безыскусственность, останутся художественным документом жизни сегодняшней Москвы, в каком-то ее аспекте для потомков.